План урока |
Демонстрация Фильма
В ходе обсуждения поставленной проблемы о возможной гибели цивилизации из-за столкновения с астероидом учащиеся
высказывают свои точки зрения на обсуждаемые моменты. В данную дискуссию "включаются" известные ученые:
Анатолий Михайлович Микиша, кандидат технических наук, старший научный сотрудник института астрономических
исследований РАН и Анатолий Васильевич Зайцев, ведущий конструктор НПО им. Лавочкина, которые рассказывают
о возможных катастрофах, о реальной угрозе человечеству из космоса, о последствиях таких катастроф. Включение этих ученых в беседу ведется периодическими включениями фрагментов фильма с их участием, который показывается на телевизионном экране с помощью видеомагнитофона. В фильме показываются реальные космические тела, угрожающие нашей цивилизации разрушениями из-за столкновения с ними, даются их определения, показывается траектория их движения, их форма и сравнительные характеристики. Совместно с этими учеными ведется обсуждение ребятами проблемы спасения человеческой цивилизации от возможных катаклизмов.
Обсуждения проблемы спасения цивилизации, и способов избавления от
cтолкновения с небесными телами, последствий таких катастроф
После просмотра видеофильма с участием видных ученых Анатолий Михайлович Микиша, кандидат технических наук, старший научный сотрудник института астрономических исследований РАН и Анатолий Васильевич Зайцев, ведущий конструктор НПО им. Лавочкина, заслушивания сообщений учащихся по обсуждаемой проблеме, подводятся итоги всего увиденного и сказанного:
Насколько реальная опасность серьезно угрожает гибели цивилизации;
К каким последствиям могут привести подобные столкновения планеты Земля с космическими телами, большими и не очень;
Какими способами можно предотвратить подобные катастрофы;
Если возникла реальная угроза столкновения Земли с приближающимся к ней астероидом, то какими способами человечество
может предотвратить это столкновение, учитывая реальные возможности техники и ресурсов самого человеческого сообщества.
Дальше производится
постановка реальной, жизненно важной задачи перед учащимися по спасению
цивилизации от последствий столкновения Земли с приближающимся к ней с очень
большой скоростью астероидом. Делается предположение, что такая реальная угроза
действительно наступила. Все учащиеся, присутствующие на уроке, рассматриваются
и представляются как члены международной комиссии по спасению человеческой
цивилизации. Т.е. моделируется реальная жизненная ситуация. После всех дебатов и
споров по поводу способов спасения человечества от гибели, выбирается
единственно реально возможный для осуществления на данном этапе развития
человечества способ: это послать несколько космических кораблей со взрывчаткой к
приближающемуся астероиду для его разрушения на мельчайшие частицы.
Естественно, перед тем, как реально отправить космические корабли, необходимо
провести все расчеты, смоделировать эти ситуации на компьютере, проверить и
убедиться в правильности произведенных расчетов. Это и должны осуществить дальше
на уроке учащиеся - "члены международной комиссии" по спасению цивилизации. В
этот момент (момент постановки задачи) ребята осознают свою личную
ответственность за правильное решение такой глобальной задачи, понимая, что
именно от правильного решения каждым членом команды зависит успех в проведении
операции по спасению цивилизации.
|